Замерзший парадайз Василия Пичула

Гениальное кино снял Василий Пичул, рожденный в славном украинском городе Мариуполе, до начала 90-х носивший пролетарское название Жданов. Гениальный сценарий был написан Марией Хмелик. Вместе они подняли всю историю от мелодрамы до уровня трагедии. Как я мог пропустить такой фильм из-за психоза по первому фильму Пичула/Хмелик? Я помню, как вся доживающая свое страна говорила/перетирала сексуальную сцену в фильме Маленькая Вера, о размере ее сисек, как стояла вся страна в очередях, я сам стоял в очереди, чтобы попасть на сеанс. Не знаю, как взрослые, мы подростки шли на фильм
только чтобы посмотреть на сиськи Натальи Негоды. Это было в последний раз, когда я, чтобы попасть в кино простоял в очереди к кассам часа полтора. А вот второй фильм Василия Пичула и Марии Хмелик почему-то обошел меня стороной.


«В городе Сочи темные ночи». Именно об этом фильме я говорю.

 

Встретившись в самой завязке картины студентка Лена в исполнении все той же Натальи Негоды и аферист Женя в исполнение Алексея Жаркова, герои картины с криминально-курортным названием, параболами и спиралями разбежались/разошлись по жизни, по ткани фильма, чтобы встретиться в финале, предварительно испив до дна чашу разочарований и мелких трагедий.

 

Самая трагическая фигура фильма, это герой актера Жаркова. Он больше всего знает о жизни, о ее потерях и бессмысленности. Он — сама ушедшая и утраченная в мелочных желаниях и суете жизнь. А сын его — это он сам в молодости, наглый и думающий, что жизнь можно обмануть и прожить без любви.

 

Большая и вечная любовь — это когда каждый может отказаться от себя, а не когда каждый в любви сохраняет свою личную свободу для маневра и эгоизма.

 

Какая талантливая Хмелик, ведь знал это и раньше, но с годами все больше понимаешь, что под верхним драматургическим и видимым слоем скрывались глубинные, онтологические проблемы человека. Сейчас по прошествии трёх десятков лет после выходы картин видно, что не критика социальной разрухи, не критика государства, властей главные в ней. На протяжении картины Женя, герой Жаркова говорит об одиночестве, о смысле жизни, о любви не хуже, чем любой персонаж Чехова. Проблемы те же, при любой власти и любой эпохе. И если сначала кажется, что Женя недалёкий аферист, вор, пьяница и говорит он это, чтобы "порисоваться" перед молодыми девушками своего сына, с которыми он пьет водку в постели сына и вместе с сыном, то впоследствии становится понятна глубина одиночества, этого вора и одновременно одинокой души, заблудившейся в туманах вечной мерзлоты.

 

Обманутая своим женихом и подругой, этой же проблемой озабочена и студентка Лена, несмотря на ее возраст и иной образ жизни, у нее сходный образ мыслей и утратив любовь, она спокойно воспринимает мысль о смерти. Весь ее путь в виде спирали, путешествие по фильму, встреча с различными мужчинам в северном городе, куда ее послали поздравить забытого всеми народного артиста с 75-пятилетием, это путь в бездну, вернее, кружение вокруг одной цели, путь в номер безлюдной в мертвый сезон сочинской гостиницы.

 

А южный курорт — это мифическая райская страна, земной Парадиз. Место, где зимой тепло и человек исцеляется от душевных болезней одному только факту своего присутствия в этом месте, только благодаря взгляду на море, только благодаря воздуху, которым дышишь полной грудью. Здесь дышится полной грудью и нет груза прожитых лет и ошибок на плечах. И неважно сколько тебе лет 20 или 45, ты счастлив, благодаря месту и вопреки всем собственным ошибкам, вопреки себе ты счастлив. Но когда девушка Жанна, в которую влюбился немолодой вор Женя, отказывается ехать в земной рай с ним, выбирая между старым вором и молодым сыном вора, конечно, молодого и начинающего волка-сына. Тогда отвергнутый вор-отец уезжает один, только для того, чтобы свести счёты с жизнью. Тогда райское земное место становится точкой перехода из неполноценной экзистенции в вечное ничто.

 

О конфликте поколений или более предметно, о конфликте отцов и сынов, говорить не буду. Слишком он очевиден. И претензии сына понятны, за брошенность, за насилие в семье, за нелюбовь к матери. И вот эти вот факты, следы биографии вора Жени интересны если размышления пустить в другом направление, отличном от темы взаимоотношений отцов и сынов, а в сторону понятия личной свободы. Получается, что у Жени жизненный итог — это сумма его поступков, его взаимоотношений с женой, сыном, другом и т.д. Наверняка он, как свободный человек, принимал те или иные решения. Например, взял в жены женщину, а потом родил от нее сына. А потом, как человек свободный сказал, что, нет: жена, семья ограничивают мою свободу. И ушел, бросил своего сына и жену. Вы скажете, что это безответственный поступок и свободой тут не пахнет. Тогда объясните мне, что такое свобода и ответственность? А если Женя ошибся, если он не любит, он же имеет право на новую жизнь? Тогда выходит, что череда наших поступков, это всего лишь ошибка, а свобода нам дана, чтобы мы их исправляли и совершали снова. Ведь не обязан человек всю жизнь быть рядом с другим человеком, если он его/ее не любит, если это ошибка ее нужно исправить. Как? Свободой! Развязав себе руки для следующего жизненного шага, а вдруг, это будет не ошибка? И получается, что Женя, осознавая или не осознавая, получая отказ, встречается с собственным действием, похожим на его поступки. Встречается с чужой свободой, которой не интересна его любовь. И прыгай или не прыгай ты с высокого этажа сочинского рая чужой свободе на это наплевать. Ведь и вора Женю тянет к продавщице посуды Жанне страх возраста. И в свои 25 лет Женя спокойно бы оставил в постели голую и заплаканную Жанночку, что быть свободным. А вот годы дают свое, что-то понял вор Женя, какой-то жизненный опыт получил, заплатив по полной цене, а передать его не сможет ни сыну, ни смазливой и глупенькой продавщице Жанночке, ни даже студентке Лене, которую все хотят трахнуть, а любить не готовы.

 

И в этом смысле удар в живот от сына, который получил Женя на глазах их обоюдной любови Жанны - это удар от самого себя, от того образа жизни, от тех принципов, которые доминировали на протяжение всей его жизни, пока старость не постучалась в дверь. Сын Жени — это он сам в молодости с ее атрибутами: девушками, водкой, мыслями о комфорте, не напряженной работе и, главное, со свободой, которой так много, что не знаешь, что с ней делать. В самом начале…

 

Проблема ответственности и свободы не является проблемой сугубо Жениной. Весь эпизод поездки Лены на север, с набором фарфоровых чайников для подарка какому-то забытому актеру на его 75-пятилетие говорит о том, что эта проблемы была присуща всем и характеризовала ту современность, ту эпоху. Можно сказать, что это проблема социально-экономического плана. Однако, это только поверхностные выводы. Конечно, свобода в тоталитарном государстве каким являлся СССР — это особая тема, однако, в онтологическом ракурсе проблема свободы и ответственности за свои поступки ничем не отличалась от общемировых проблем. Лена знакомится с семьей этого пожилого артиста, с молодым поколением, которое живёт по заветам афериста и вора с двумя ходками Евгения. Они недовольны жизнью, своими в целом высокими постами в профессиональной и социальной жизни. Все три мужские фигуры: сын старого актера, работающий главврачом местной больницы; директор местного театра, в котором служит актер и, наконец, милиционер, все они женаты, но все они планируют залезть под юбку гости из Москвы. Он любят своих детей, не хотят работать, обманывают своих жен и постоянно пьют или водку или вино. Но они еще не знают, что за этой свободой придет обычная старость, не судья, но разграничитель между свободой и ответственностью, между временем разбрасывать камни и собирать их. Рано или поздно такое бегство от/к свободе оборачивается финалом, какой мы наблюдаем в картине. Двое суицидников: вор Женя и студентка Лена, послужившие причиной смерти веселого милиционера, сидят в номере отеля, из которого невозможно выбраться, замок заклинило, а вот про прыжок вниз никто уже не вспоминает.

 

Их обоих в этот номер замершего парадайза привела одна беда: поиски любви. У них похожий опыт, однако, все же несколько иной у каждого и эта невозможность понять друг друга до конца, когда нет любви и делает их пленниками жизни, пленниками гостиничного номера с трупом милиционера.

 

 

Сидят и плачут, но надеются...