Заглянувшие в бездну будущего не видят

С октября в Милане проходит выставка работ Эдварда Мунка, в отличие от прошлогодней выставки Ван Гога, на нынешней работ предоставленно вполне достаточно, чтобы составить объемное мнение о творчестве норвежского художника.

 

Сумасшествие и колорит

Сумасшествие Эдварда Мунка не отразилось на колорите его картин. Его меланхоличный мужчина, сидящий вечером на пустынным норвежском пляже, написан в тёплых тонах, от него исходит тепло. . Нет снега, холода в неприветливом норвежском пейзаже.

 

Форма и границы

Мунк разрушает форму и границы. Его предметы словно растекающаяся краска по холсту, для которой нет границ и чётких контуров. Все его предметы на холстах готовы вот-вот разбежаться за рамки холста.

 

Художник и женщины

Особые отношения у норвежского художника с женщиной. Она словно ипостась с двумя ликами или функциями. Женщина для Мунка — это существо дарующее жизнь и существо жизнь отбирающая. Т. е, женщина — жизнь и смерть одновременно. Отсюда его сложные отношения с женщинами. Его страх перед ними, его ревность, которые он передаёт через свои работы, через сюжеты картин. Такие например, его работы с английской виолончелисткой Эвангелиной Маддок, где её реалистический портрет трансформируется в надменную женщину, а потом в существо отрывающее голову и забирающую жизнь у мужчины.

 

 

 

Любовь и вечность

Его объятия или поцелуй прекрасны. Несмотря на тревожную гамму в ней есть что-то побеждающее небытие и смерть. Это что-то является лицами влюблённых, а точнее, их отсутствие. Это не просто поцелуй любовников, это отказ от собственной персоны в пользу взаимной любви и вечности. Они растворяются в поцелуе и в любви получают жизнь вечную.

 

Утопия и Смерть

Гляда на творчество Мунка становится понятна популярность новых социальных Утопий и идеологией, появившихся в середине 19 века. После смерти или медленного ухода патриархального мира под звуки стальных колёс, гудков заводских труб и паровозный пар человечеству или Европе, в частности необходим был новый конструкт мира, а точнее, будущего мира. Социальные Утопии преуспели в этом. Они пообещали "земной рай" в обозримом будущем, с помощью науки, техники и, главное, новых социальных отношений. Сегодня мы знаем, чем обернулась эти обещания в 20 веке. Так или иначе это все отражается в работах Мунка, его страх перед уходом прошлого, но и страх перед будущим, утопающем в благоуханном пару паровозов, фабрик и заводов. Болезнь ума у Мунка от этого. Ранние смерти в семье рано привели в его дом Смерти. Она стала завсегдатаем его дома, творчества и жизни. Поэтому он не мог легко верить в будущее, этот надлом сохранился в нем до конца его дней. Его Автопортрет в аду об этом. Заглянувшие в бездну будущего не видят.