В поисках image(s)

Короткий опус о борьбе pictures c image(s) от Cincinat Vatanzade, на основе документального фильма Йохана ван дер Кёкена «Слепой ребенок», 1964 года.


Посмотрите на эти кадры. В этих "механических" кадрах столько жажды жизни, столько силы и радости от существования, что невольно думаешь, что качествами сверхчеловеков Ницше наделили совсем не ту породу человечества.

 

 

Они, эти незрячие люди, но с супер возможностями, думают, что они такие же самые люди, как мы. Но это не так. Это мы не такие люди, как они.

Урок физкультуры – это гениальнейшие кадры Кёкена, из-за которых предательский комок режет горло. Этим детям дано то, что мы в муках ищем и не находим, бунтуем и теряем. Для них мир, как представление и воля, как реализация этих представлений, являются почти бытовыми, ежедневными действиями или усилиями. И они прорываются к image!

 

Этим людям доступны image(s). За этими образами охотились лучшие мастера мира. Художники, писатели, режиссеры, профессионалы танцевальных жанров. Сколько негативов проявлено, сколько перьев сломано, сколько пуантов сношено, сколько масла и темперы пролито, а неуловимые image(s) и ныне в розыске. А тут, на тебе… Незрячий мальчик на стадионе автогонок смотрит на автогонки и видит то, что нам не дано, то, что мы ищем и не в состоянии найти/увидеть. И так везде.

 

Путешествуя по улицам города, незрячие детки натыкаются на препятствия, на pictures, которыми мы усеиваем наш рутинный мир. Длинная палочка-выручалочка не спасает их от физических pictures, хаотически заполонивших нашу жизнь. Но тайное знание об image(s) нивелирует эти физические препятствия.

 

И возникает вопрос: что же является реальностью? То, что человек в состоянии увидеть собственными глазами или нечто невидимое, что можно только «потрогать», прикоснуться, но не унести с собой и для себя?

Blind Kind / Blind Child (Johan van der Keuken), 1964 фрагмент

Камера Кёкена всегда выбирает такую дистанцию, при которой зрители без дискомфорта воплощаются в героях на экране, а герои обретают право субъектности. Эти права делают их полноправными акторами этого мира, такая субъектность не замыкается в себе, отказываясь от антропоцентрической концепции мира, она в состоянии раствориться  и стать не частью, а целым миром со всеми его особенностями и индивидуальностями.

 

Слову противопоставляется image(s), очищенные от всяких смыслов, традиций, трактований и прочих культурных слоев. Image, как новая и прямая «картинка» видимой мысли.

 

Cincinat Vatanzade