Ученики лже-учителя

В сто пятьдесят слов, короткая рецензия от нашего постоянного автора Cincinat Vatanzade о фильме Кирилла Серебренникова «Ученик», всю суть которой можно вместить в 5-15 слов: Когда народами и странами правят лже-учителя беда не в лже-учениках, а в том, что само слово обретает перед собой блуждающую, зараженную смертью частицу «лже».


Минуем постановку вопроса и сразу перейдем к проблеме. Проблема «Ученика» К. Серебренникова в том, что и антагонисты, и протагонисты не являются стороной положительной. И если уже в раннем modernity, в искусстве нового времени отсутствие качественных дихотомий (добро - зло) между героями являются большим аргументом, интересом, приглашением к зрительской творческой активности, то в данном конкретном случае – это большой минус. И сумасшедший русский мальчик, ученик тотального христианства, и аморфные представители власти в школе: директор, завуч, физрук и др., и их оппонентка, секулярная европейская биологичка, борющаяся с фанатизмом, с догмами и просто с узколобием, как социально-исторической чертой; - все они, так или иначе, не обладают полными познаниями и ключами от ворот в чудесную страну. Мало того, они даже и не стараются занять нишу отца и водителя. Рожденные в макаренском интернате, найденные на вокзалах и на улицах разрушенных войной городах, с присвоенным фамилиями типа: Комиссаров, Надейнышев, Чемоданов, Октябрев и пр. и воспитанными коллективным отцом без любви и ласки, всего чего они смогли добиться, это стать десятниками и сотниками в интернатах и лагерях, называемые учебными заведениями различных уровней аккредитации. У каждого свой изъян и ограниченность кругозора, каждый стоит у своей стенки-тупика и обвиняет при этом своих оппонентов в подобном же грехе.

 

В такой ситуации, единственно вменяемым персонажем-героем становится одноклассник-хромец, который и верит в Бога, и готов все душой «молится», как рэп читать, и любить своего «учителя» не только любовью братско-духовной, и готов убить училку, потому что любит и, в то же время, любит и учительницу «жидовку» потому, что она, как и он, калека, изгой, и ценности толерантности, а не воинствующей любви ему ближе, как маргиналу-уродцу, по физиологическим свойствам характера, так сказать. И поэтому, закономерен финал у Серебреникова, как в греческой трагедии, погибает именно единственный вменяемый персонаж, который, как в зеркале отражает все пороки лже-учителей и лже-учеников. Там, где пастыри с червоточиной, проповедуют и ведут паству, государство, как стадо на убой, только отмеченные свыше агнцы имеют право на здравомыслие, на краткий жизненный срок и на то, чтоб числиться первыми в списке ритуальных жертвоприношений коллективному отцу, лже-учителю.

 

Cincinat Vatanzade