Последний выстрел у Антониони

Микеланджело Антониони, Профессия: репортер, Джек Николсон,

Как с помощью с помощью специфических кинематографических средств превратиться из зрителя в медиатора знает Cincinat Vatanzade и показывает это на примере фильма Микеланджело Антониони «Профессия: репортер», 1975 года. Причем делает это очень коротко за шесть с небольшим минут, как раз пока будет длиться последний кадр фильма.


В «Профессии: репортер», в финальной сцене фронтальная, симметричная и глубинная мизансцена. Вначале статика, потом медленный наезд. Почему это снято сначала статично, а потом в движение становиться понятно к концу сцены. Пространство перед нами одновременно «закрыто» и притягивает нас. События, происходящие в глубине кадра, которые видит зритель, на самом деле происходят внутри головы зрителя.

"Professione: reporter", penultimate shot

В первые мгновения мы находимся в выгодной позиции наблюдателя, у которого в руках все механизмы управления фильмом и жизнью героя, в исполнении Джека Николсона, но по мере движения камеры наше воление умирает. В обмен на качества Создателя мы получаем тайну мироздания. Происходит момент фиксации перехода материального тела из одного состояния в другое. Жизнь становиться Смертью, более того, зритель сам становиться Смертью. Оставаясь живыми в кинозале или перед монитором, с помощью кинематографических средств мы становимся Смертью, обретаем опыт смерти.

Вот почему вначале финального кадра статика, а потом движение. Вначале мы живы, а в конце мертвы.

Цинцинат Ватназаде

 

"Professione: reporter", videoart by norma Dess