Между кино и политикой, но без будущего

кино, политика, будущее, Михаил Местецкий, Тряпичный союз, Наталья Кудряшова, Пионеры – герои , Надежда Степанова, Я умею вязать

Постоянный автор Cincinat Vatanzade, вернувшийся с одного крупного европейского кинофорума, задумался о связи кино и политики. И о том есть ли будущее у кино, если его нет у общества?


Думающее, рефлексирующее современное кино в России – это, прежде всего, борьба со страхом. Михаил Местецкий и «Тряпичный союз» - страх перед настоящим, Наталья Кудряшова и «Пионеры – герои» - страх перед прошлым, а Надежда Степанова и «Я умею вязать» - это страх перед будущим, которое уже просачивается в настоящее. А значит, будущего нет.

"Тряпичный союз", 2015 (реж. М.Местецкий)

Впереди или покорность или советский бунт. А что такое «советский» бунт? Он еще безжалостней и беспощадней. Почему? Потому что советский человек почти сломался, его почти растоптали и свели все потребности до физиологии. Через октябрьский переворот и гражданскую войну, через коллективизацию и индустриализацию, через голодомор  и расстрельные «тройки», через «большой террор» и войну, через доносы, запугивание, психушки прошел человек и появился «homo soveticus». Человек сказал: «Ладно. Ваша взяла. Я натуральный «советский». И в этот момент, те, кто насиловал свой народ, вдруг захотел законной частной собственности. И отписали себе эти мерзавцы от служебных машин, квартир и дач до заводов, фабрик, футбольных клубов и целых отраслей экономики. А после сказали: «Советского союза нет. Но вы держитесь!»…

"Пионеры - герои", 2015 (реж. Наталья Кудряшова)

И вот и в кино и в кровавых землях, которыми окружила себя Российская Федерация, мы встречаем тех «советских», униженных и извращенных людей, уже предавших однажды и себя и других, когда через боль и через колено обозвались они «советскими гражданами». Они бродят в пионерских галстуках по тематическим вечеринкам в ресторанах и по пространству фильмов или с «калашами» по донбасской степи и ищут свою потерянную, выдуманную другими родину.

А сегодняшнее кино мне все чаще напоминает «чернуху» начала 90-х ХХ века. Тогда стало модно и возможно говорить о «культе личности», о бульдозерных выставках, о еврейской эмиграции, о психушках для несогласных, о застольном застое и, конечно, о сексе, которого не было. Только нынешние фильмы от тех картин «гласности» отличаются некой нотой безысходности, тогда казалось, что самое ужасное уже позади, а теперь в каждом кадре речь о трагедии и боли, которая еще впереди.

Цинцинат Ватанзаде

 

Линк на трейлер фильма Н.Степановой "Я умею вязать", 2016.

http://www.proficinema.ru/picture-making/trailers/detail.php?ID=201151