Диванные гладиаторы или дистопия либертарианства

Наш постоянный автор Cincinat Vatanzade, большой любитель B-movie, после просмотра фильма 1984 года, сделал следующие выводы: создатели фильма предсказали всепланетарный канал utube, а также культ насилия с глянцем и гомоэротическими чертами, победу компьютерного ума, и виртуализацию как представителей зла, антагонистов и негодяев , так и виртуализацию самого зла.


Гомосексуальность и насилие, сексплотейшн и доминирование вульгарной культуры, такие мысли приходят после просмотра фильма итальянского режиссера Lucio Fulci. Общество и кинематограф Италии выходили из тяжелого периода, так называемого Anni Di Piombo, десятилетия, прожитого под знаком террора, насилия, взрывов, расстрелов, фашистских заговоров, левых и правых раскачиваний/подтачиваний основ итальянского государства. Так или иначе, это нашло отражение в фильме I Guerrieri Dell'Anno 2072, рассказ о могущественной компьютерно-телевизионной корпорации, которая устраивает онлайн-бои современных гладиаторов на мотоциклах.

 

 

По жанру фильм можно определить как смесь киберпанка, sci-fi и антиутопии, со следами авторов следовать в русле хедлайнеров киберпанка и sci-fi того времени таких, как Mad Max и Blade Runner. Дистопический мир погружен в туман постантропологических отношений, где правит не гармония человеческого разума, а точный разум машины, компьютера, находящегося в руках злодеев/злодея.

 

Отрицательные персонажи обладают чертами гомоэротичными. Кожаные одежды, потные мускулы, лица негодяев гладковыбритые, сняты крупно, детально (губы, глаза). Оружие (пистолет), напоминающее не смертельное оружие, а смесь игрового джойстика и фаллоимитатора из латекса с серебряными накладными пластинами, охрана в черных галифе и кожаных мягких шлемах с прорезями для глаз и носа. Насилие в некоторых сценах, хоть и выражается в причинении физической боли, однако, главное насилие, если так можно выразиться исполняется через воздействие на сознание действующих лиц. Например, у главного героя гладиатора Дрейка на глазах убивают его красивую жену, с целью добиться его согласия принять участие в новом ТВ-космическом шоу.

 

Главный герой – представитель традиционной ориентации, у него молодая и красивая жена. Он участвует в «кровавом» шоу, но при этом у него не «сбит» нравственный ориентир. Шоу – это работа, бизнес, а вне этого гладиатор Дрейк законопослушный, улыбчивый семьянин, в меру мягкий и доброжелательный.

 

Все действия происходят в ночном Риме будущего. Нет ни единого живого существа, за исключением действующих персонажей. Мы лишь чувствуем или догадываемся о присутствии тех соглядатаев, которые смотрят шоу по ТВ. По сути, мы одни из них. Зиртели на диванах, кушетках и в креслах. Для меня это ново, такая трактовка дистопического мира. В Риме середины 21 века нет ни единой живой души, если в других фильмах, обычно, существуют группы недовольных граждан, ведущих свою подпольную борьбу с монополистами на жизнь (Крис Маркер и его фильм 1962 года La Jetée), то в этом фильме Lucio Fulci умудрился «усыпить» весь город или загнать телесемейства в свои норы, на удобные диванчики, чтобы они не пропустили начало очередного шоу по космик-ТВ.

 

Главный месседж: насилие меняет маску. Теперь это глянцевые, улыбающиеся люди. Однако, соблюдаются жанровые рамки. Есть представитель вселенского зла: гений-злодей, который то ли ради денег, то ли ради, как писали в советских учебниках по этике, удовлетворения своих низменных потребностей в насилии и смерти, устраивает гладиаторские бои, транслируя их на все каналы планеты. Точнее, на единственный оставшийся, после конкурентной борьбы, канал. По сюжету на дворе 2072 год, но в 1983 году еще не догадались создать utube, поэтому вещание идет по спутниковому ТВ, более понятному авторам фильма в начале жидких 80-х. Примечательно, что главный злодей не существует физически, во всяком случае, мы с ним сталкиваемся только на экранах, откуда он отдает приказания и общается со своими подчиненными. С антагонистом тут не совсем понятно. Есть один некто Кортес, организатор тв-шоу и некто Сэм, который в фильме появляется исключительно в виде тв-проекции. Кто из них кем управляет, я так и не понял.

 

Есть в фильме два женских персонажа, они то ли ученые, то ли помощницы, как сейчас бы сказали, виртуального злодея Кортеса/Сэма. Невольные помощницы, ученые, работающие над созданием универсального компьютерного ума-программы, сохраняют типичные черты сексуальности, по сути, являясь объектами сексплуатации.

 

Ближе к финалу появляется профессор Тоумен, как антипод Кортесу/Сэму. Великий ученый, когда-то создавший программу Junior (программа с феминистическими чертами), теперь великий отшельник. Его ошибка: создание компьютера, подобного человеческому мозгу. Авторы намекают нам, что человек несовершенен и создавать супер-мозг по образу и подобию ведет в будущем к катастрофе всей человеческой цивилизации на земле. Программой с женским лицом, Junior, управляют в плохих целях.

 

Когда машины управляют человеком, человек не виновен в своих слабостях. Не сознание управляет человеческими действиями, и даже не подсознание, а неведомое, ошибочный код программы, у которой нет ни сознания, ни подсознания, ни рацио, ни деструкции, нет ничего, кроме набора цифр. У нее не то что атрофировались определенные нравственно важные характеристики рода людского, они у нее просто не существовали никогда. Это такой прототип либертарианского сознания, котором неведомы чужие, соседние страдания, каждый спасается в одиночестве, где одиночество олицетворяет незыблемые принципы свободы личности и независимости.

 

По сути дела, спасать некого. Кроме персонажей и самой программы, которой и написаны действия и реакции персонажей. Спасать поздно. Дистопия – наше будущее.

 

Cincinat Vatanzade